Человек и мир: ко Дню России вспоминаем великого отечественного психолога С.Л. Рубинштейна

Ко Дню России очень захотелось подготовить пост, посвящённый отечественному психологу. Кого выбрать? Для меня это Сергей Леонидович Рубинштейн и его субъектно-деятельностный подход. Читать всем «Человек и мир»! Объективность субъективного. Принцип творческой самодеятельности. … А я постараюсь кратко и просто отразить основные, симпатичные мне лично, моменты.
Рассматривая принцип творческой самодеятельности С.Л. Рубинштейна, следует учитывать его философские воззрения. Рубинштейн – самостоятельный мыслитель, философской опорой которого были Кант, Гегель, Маркс, экзистенциальные авторы. Он мыслил о бытии в целом: человек и мир, созданный человеческой деятельностью, природа, общество, мышление, личность и жизнь уникального человека.
ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Что это значит? Личность человека, его психика и сознание формируются в деятельности. Формируясь в деятельности, психика и сознание также в ней проявляются. В деятельности созидается сам субъект, творческий процесс созидает и объект творения, и самого творца. Поэтому развитие, саморазвитие происходит через новую деятельность. Поменяв деятельность, человек меняется сам, и постепенно меняется и мир, точнее, та часть мира, которая «подвластна» человеку.
ВНЕШНЕЕ ЧЕРЕЗ ВНУТРЕННЕЕ. В деятельности неразрывны два плана. Внутренний план деятельности – потребности, мотивы, знания. Внешний план деятельности – результат деятельности, действия, операции, из которых деятельность и состоит. Качество результата во многом зависит от внутреннего плана – наши потребности и мотивы здорово влияют на содержание деятельности.
ВРЕМЯ. Подчеркивается связь прошлого, настоящего и будущего в жизни человека. Граница, разделяющая прошлое и будущее, проходит через действие. Сущность человека определяется предшествующим развитием, а то, что есть сейчас, определяет диапазон его возможных изменений. Настоящее определяется прошлым, но в то же время мы можем активно влиять на настоящее, создавая свое будущее. Нет никакой заданности и предопределенности – своими действиями в настоящем мы создаем будущее.
МИР. Человек страдательный, переживающий (экзистенциально) и в равной степени деятельный. С появлением человека Вселенная становится осознанной, осмысленной Вселенной. Она преломляется через его сознание, она изменяется деятельностью человека. Преобразование мира – таков способ существования человека как сознательного существа. Мы создаем свое пространство через творческую, созидательную деятельность. Внутреннее пространство конструируется через творческую самодеятельность (буквально «делать, создавать самого себя».
Сейчас на основе идей Рубинштейна изучаются такие важные механизмы как самоорганизация, саморегуляция. Здесь важно понять, что развитие личности происходит именно тогда, когда человек по-своему, творчески выстраивает собственную деятельность. Он делает что-то самостоятельно, своим уникальным способом. Он не ищет готовых ответов («ну дайте», «ну скажите, как правильно», «скажите, что мне делать»), а сам регулирует собственное поведение и деятельность («что для меня сейчас важно», «что мне необходимо, чтобы сделать…»).
А Вам близок принцип творческой самодеятельности Сергея Леонидовича Рубинштейна? Насколько Вы осознаете свой личный вклад в конструирование внешнего и внутреннего мира?

Авторы: Наталья Слепухина, Ольга Виндекер

Прокрутить вверх
Перейти к содержимому