Многозадачность: организация пространства для работы

В классическом понимании психологии высших психических функций, понятия «многозадачность» не существует. При выполнении нескольких дел одновременно говорят об особенности внимания: о его устойчивости, концентрации, переключении. По сути выполняются дела не одновременно сразу, а с переключением с одного на другое, последовательно. Прерваться, не доделать, и после вернуться к делу, в любом случае, энергозатратно. Нужно держать в кратковременной памяти незавершенную задачу.
Можно выполнять два дела разом, если одно дело выполняется на уровне автоматизма движений. То есть движение настолько хорошо усвоено, что сформировался автоматизм. Автоматические движения — это вершина человеческой деятельности. Движения на автоматизме высвобождают ресурсы, чтобы заняться вторым делом. Человек идет и беседует, это многозадачность. Но не о такой многозадачности говорят при поиске соискателя на рабочее место. Многозадачность — это бросить то, что ты начал, и делать то, что горит, не терпит отлагательств. Это взяться за двойной функционал, выполнять много и быстро, и без устали. Многозадачность — это отсутствие перерыва между заданиями. И не допуская ошибок. При таком подходе, при такой организации деятельности проявляется нетерпимость к ошибкам — и к своим, и к чужим. Такое внешнее требование присваивается человеком, интеоризуется. Человек уверен, что умение работать в многозадачности, это хорошо. Он и к себе это применяет. Идеальный робот в вечном аврале. Набрал множество дел и все разом, и человеку кажется, что он эффективен.
Психика в оптимальном режиме функционирует несколько иначе. Человек начинает дело, и начало — это организация процесса. Правильно организовать пространство, выделить время не на бегу, уделить внимание. Хорошо выполнить задачу, быть может, тщательнее, спокойнее, легче. Подвести итог, выловить ошибки. К слову, на ошибках мы учимся. Ошибки были, есть и будут. И мы, исправляя их, совладаем с требованием «идеального». А что дальше? После выполнения задачи? Следует сделать перерыв! Завершить, освободить пространство для новой задачи. И только потом браться за следующую задачу. В каждом деле будет смысл, если оно планируется, начинается, выполняется, завершается и осмысляется по итогу.
Ульрик Найссер обучал студентов читать текст и писать под диктовку одновременно. Можно понимать прочитанное, писать, замечая, что написал (из какой категории). Можно при этом заметить, что 20 слов рифмовались. Записать 20 слов, это все же не рабочий день в таком режиме.
В многозадачности много невротического, украденного у самого себя. Важно правильно распределять задачи, не тащить многозадачность в собственный отдых. Перегруженный мозг так не отдыхает, а лишь расходует концентрацию внимания, ресурсы памяти и уходит от смыслополагания.
Справляться с многозадачностью помогает метод «Помодоро» — одна задача, один перерыв. Техника «Помодоро» хорошо описана https://trends.rbc.ru/trends/education/5f55e4ad9a7947.. А у Вас есть любимый приём против многозадачности?

Прокрутить вверх
Перейти к содержимому