И.П. Павлов: условные и безусловные рефлексы

Продолжая рассматривать великих физиологов, хочется отметить работы Ивана Петровича Павлова (1849-1936) и его учение о высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов развивал идею Сеченова о рефлекторной природе психической деятельности. Организм живет в среде, деятельность организма закономерна. Механизмом приспособления к среде являются рефлексы. Рефлексы бывают условные и безусловные. Безусловные — врожденные реакции, свойственные конкретному виду. Например, зрачковый, коленный рефлексы. Условные рефлексы – это приобретенные реакции организма. Условный рефлекс – это сложная приспособительная реакция организма, за формирование которой отвечают большие полушария головного мозга. Рефлекс называется «условным», потому что для выработки определенной реакции определяется некий индифферентный раздражитель, который впоследствии научения будет условием проявления этой реакции. Достигается это за счет того, что нейтральный стимул («условный») дается одновременно с естественно значимым, инстинктивно заданным («безусловным»). Существует несколько правил формирования условного рефлекса.
Во-первых, действие условного раздражителя всегда опережает действие безусловного.
Во-вторых, подкрепление условным раздражителем должно быть неоднократным. В последствии Б. Скиннер еще добавил, что оно должно повторяться «не упорядоченно», «случайным образом». Тогда желаемое поведение будет более устойчивым.
В-третьих, безусловный раздражитель должен быть сильным, а индифферентный обладать умеренной силой (потому он и называется индифферентным, нейтральным).
В-четвертых, не должно быть сторонних раздражителей. Иначе организму непонятно, что конкретно требуется, и устойчивая реакция не сформируется.
Таким образом, можно сформировать цепочку из желаемых реакций на ранее индифферентные раздражители. Когда рефлексы сформированы, они подчиняются определенным законам. Например, есть закономерность угасания условного рефлекса. Если условный рефлекс перестает подкрепляться, то желаемое поведение постепенно угасает.
Безусловно, учение Ивана Петровича оказало серьезное влияние на развитие психологии. В начале 20 века в России психологии как таковой не было, а развивалось «русское поведенчество» в лице последователей И.П. Павлова (например, «рефлексология» В.М. Бехтерева). За рубежом теория И.П. Павлова сильно повлияла на развитие психологии, преимущественно, бихевиорального направления (Дж. Уотсон), радикального бихевиоризма (Б. Скиннер).

Автор: Наталья Слепухина

Редактор: Ольга Виндекер

Прокрутить вверх
Перейти к содержимому